История адвентизма в г. Кировограде

 

 (К 95-летию Церкви АСД в г. Кировограде

и 20-летию со Дня основания 2-й Кировоградской общины)

 

Кировоград

2012

Сост. А. Диденко, Н. Натес. – Кировоград, 2012. – 49 с.

 

 

 Основанием города Елисаветграда послужила крепость св. Елисаветы, (1754 г.), которая была построена в дикой степи на правом берегу Ингула. Она предназначалась для защиты этого края от набегов, который под названием Новой Сербии начал в то время заселяться сербами, оставившими свое отечество за притеснение их веры. В окрестностях крепости св. Елисаветы селились греки, молдаване,  беглые русские и старообрядцы из Польши и Черниговской губернии.
Крепость с прилегающими поселениями с 1765 г  стала именовать уездным городом Елисаветградом. Елисаветград был местом Высочайших смотров войск, на которых присутствовал император.
Начиная с 1840 г. было построено множество зданий, сады, парки, водопровод. Елисаветград, соревнуясь со столицами, один из первых запустил своими улицами электрический трамвай (1897), телефонную станцию, телеграф.

 

Елисаветград - колыбель украинской драматургии.  Здесь в первом украинском профессиональном театре, работали - Марко Кропивницкий, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая, Николай Садовский.  Выступали композиторы Николай Лысенко и Ференц Лист, была основана музыкальная школа Генриха Нейгауза.

Многие известные люди, побывали в Елисаветргаде: князь Потемкин, графиня Браницкая, основатель американского флота, – Пол Джонс.

Из этого края – Владимир Винниченко, Юрий Яновский, Юрий Олеша, Лев Троцкий, Александр Зиновьев, Генрих Нейгауз и мн. мн. других великих.

 

Первый адвентистский миссионер

История церкви АСД в Кировограде начинается в 1917 г., когда из Одессы  в Елисаветград приехал брат Пилькевич Ипполит Захарович со своей женой Феклой Адамовной, в качестве благовестника и разъездного проповедника. С 1907 года,  трудился в Киеве.

В госархивах обнаружены документы о слушании дела и вынесении приговора И. З. Пилькевичу Уманским областным судом, которое состоялось 16 февраля 1910 года.

фотография сообщения из русских газет за Пилькевича И.З.  (на сайте starosti.r

Согласно приговору, И. З. Пилькевич был признан виновным в том, что, "состоя проповедником секты Адвентистов Седьмого Дня,.. с целью произвести соблазн между исповедовавшими православную веру, возложил хулу на Пречистую Богородицу и т.д и т.п…".

Суд вынес приговор – 2 года заключения в исправительном доме с выплатой всех судебных издержек.

Фёкла Адамовна подробно описала этот случай и отправила в газету "Утренняя звезда", издаваемую Прохановым. Письмо было опубликовано под заголовком "Стеснение за веру".

Вскоре вырезка из этой газеты попала в Департамент Духовных Дел МВД России, который направил Киевскому губернатору поручение разобраться в случившемся, и был дан ответ о результатах расследования происшедшего.

Письмо Ф. А. Пилькевич было опубликовано также в адвентистском журнале "Маслина" № 11 за 1910 год,  под заголовком "Путь к победе".

После этого были и другие аресты миссионеров.

Перед самой войной 1914 года И. З. Пилькевич был в очередной раз осужден. Как раз в это время через Россию проезжал председатель Генеральной Конференции АСД пастор А. Г. Даниельс. Узнав, что один из служителей церкви томится в заточении, он навестил неутомимого труженика в тюрьме и ободрил его.

Фёкла Адамовна была также неоднократно задерживаема за свою миссионерскую деятельность. Ее муж умер в глубокой старости на 85 году жизни в 1935 году. Она же и в свои 80 продолжала бесстрашно свидетельствовать о Боге, когда в стране свирепствовали гонения на верующих, за что и была арестована в 1937 году. Фёкла Адамовна Пилькевич из лагерей домой не вернулась.

А тогда, в 1917 году, они приехали  в Елисаветград из Одессы, где пережили жестокое обращение фанатично-настроенной толпы.

 

Приехав в город, сели на трамвай, и добрались до Кущевки.

В трамвае Пилькевич спросил у людей:

 - У вас тут есть верующие, которые не ходят в православную церковь и читают Библию?

- А вот сейчас трамвай остановится у дома одной из них.

Так он попал к с. Короленко. Она была баптисткой. Баптистов в Елисаветграде было около 100 человек. Сестра Короленко пригласила на беседу Грипп Марфу и Сытник Агрипину Афанасьевну. Муж Сытник был ярым противником истины, он сильно избивал ее и заставлял идти в православную церковь, но она продолжала посещать беседы у с. Короленко. Родная сестра хозяйки была замужем за баптистским проповедником.

Вскоре кто-то донес, что в этом доме проходят необычные собрания. И вот однажды, когда Пилькевич с присутствовавшими пили чай, в дом вошел полицейский.

- Где ваши подложные книги?

- Какие книги? У нас гости. Мы пьем чай. (Библию перед этим спрятали под стол).

Все тогда обошлось благополучно. Полицейский спокойно ушел. 

Улица Дворцовая г.Кировоград

Небольшая группа адвентистов, состоящая из пяти человек, проводили свои служения по ул. Дворцовой (Ленина),  в подвальном помещении. Первыми адвентистами в Кировограде были упомянутые сестры, а позже, к ним (в том же 1917 г) присоединился Семен Мельниченко.

В начале 1918 году Семен Мельниченко пригласил Пантелея Твердоступа, который заинтересовался и стал ходить на собрание адвентистов. После первого посещения собрания Пантелей пришел домой и в восторге сказал:

- Мама! Если бы Вы слышали, что тот человек (Пилькевич) рассказывал! Он все призывал: Молитесь! Креститесь!

Вскоре после этого, в воскресенье днем, к Твердоступам пришел человек одетый в монашескую одежду.

- Здесь живет Твердоступ?

- Здесь, - ответила мать.

- У вас есть сын Пантелей?

- Есть.

- Где он?

- Ушел куда – то.

- Он читает Библию?

- Нет.

- Как нет? - Вмешалась младшая сестра Мотя. – Он читает Библию. Он ходит в собрание. Он соблюдает субботу.

- О, не говори так, Мотя. - В ужасе вскричала мама. – ведь его арестуют.

- Нет. - Сказал монах. -  Мы его арестовывать не будем, а только отлучим от церкви.

Монах зачитал лист бумаги в котором говорилось об отлучении от православия, а остальных заставил расписаться в том, что они остались в своих старых убеждениях.

После происшедшего, мать Пантелея настаивала на его женитьбе, причем невеста должна была быть православной. Своей будущей невесте Пантелей поставил условие:

- Анюта, я женюсь на тебе, если ты пойдешь со мною в собрание. У нас там хорошо, есть фисгармония, один играет, а все поют.

Весной 1918 года он поженился с Анютой, и в первую субботу после женитьбы они пошли на собрание. Летом, на Троицу, на Кущевке в р. Бутивке принимали крещение шесть человек, среди крещаемых была молодая семья – Пантелей и Анюта.

Следующее крещение было осенью, того же года. В числе крещаемых Вовченко Иван с женой и Омельченко Иван.

Зимой, в конце 1918 года Вовченко Иван в субботу утром шел с книгами на собрание. А в это время в Елисаветграде хозяйничали петлюровцы. Его задержали:

- Стой! Кто идет? Кто ты такой?

- Я адвентист седьмого дня!

Его привели в тюрьму. Там было столько людей, что негде было сесть. Иван начал проповедовать им читая Евангелие и воспевая псалмы. К вечеру некоторых отпустили по домам, а остальных приговорили к расстрелу.  Всю ночь Вовченко проповедовал смертникам, а на утро босых арестантов повели на расстрел, но брата Ивана оставили. Бог дал ему возможность проповедовать деникинским офицерам и начальникам.

Многие были тогда обращены к Господу, особенно на Кущевке. В 1919 году на собрание стал приходить родной брат Семена Мельниченко, Костя, Мотя Твердоступ – родная сестра Пантелея.

Зимой 1919 года к Семену Мельниченко пришел его дядя, Григорий Юхимович Мельниченко, который был церковным дьяконом, чтобы вразумить своего племянника, а тот пригласил бр. Пелькевича. Состоялась беседа, после которой дядя осознал ошибочность своих прежних убеждений. Та знаменательная в его жизни встреча произошла в воскресенье. И после нее, он на протяжении всей недели, ежедневно приходил к своему племяннику выяснять многие вопросы. Они часами беседовали о истинной вере.

На следующую субботу он уже пошел на собрание к адвентистам и так там и остался. Летом 1919 года он принял крещение. Его жена приняла крещение через год после своего мужа. В это время Костя Мельниченко и Мотя Твердоступ женятся. Родственники и друзья отговаривали Костю, из-за того, что Мотя была сирота и у нее не было приданного, но для него было главное то, что она была верующей и он тоже сможет стать таким же верующим, как и она.

Брат Пелькевич трудился в Кировограде три года. В 1919 году молитвенный дом был на Кущевке по ул. Крымской (от моста 4 дом).

1921 год –восстановление экономики. Голод погромы, эпидемии и убийства в военное время уменьшили население Елисаветграда с 77.1 тыс чел.  в 21 году до 50.2 тыс человек в 23 году. Многие люди в поисках пристанища уходили в близлежащие села. 

Дзюба Трофим

С 1921 года в Кировограде работает проповедник Дзюба Трофим. Собрания проходили в лютеранской кирхе.

На собрании в Завадовке в доме было полно людей, пели псалом: «Вам племена, языки и народы..»Дзюба проповедовал: «Приходите, покупайте без серебра и без платы.»

Из зала прозвучал голос:

   - А кто там у вас святой? Пантелей который пил или Сенька, который гулял?

- Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию – ответил проповедник.

После этого люди заинтересовались истиной и спрашивали: - Когда у вас следующее собрание?

Весной 22 года было крещение 22 человек.

После этого времени, возросшая община проводила свои богослужения в лютеранской кирхе.

 

 

 

  

Реза Александр

С 1924 г по 1925 г в Кировограде служителем Церкви АСД был Реза Александр Карлович, 1895 г.р. он был офицер русской армии. В 1920-х гг принял адвентизмзм через пастора Гадюкина. Вот один эпизод связанный с Резой.

В Кировоград приехал профессор Покровский (атеист). Он организовал диспут, на котором присутствовало 13 священников, баптисты, адвентисты.  Реза выступал, он доказывал существование Бога с помощью одной только Библии. Он доказал сначала Покровскому, а затем стал обличать священников. Диспут приказали прекратить, но присутствовавшие люди стали кричать: «Давай Резу!»

 

Реза  А.К. с супругой Верой и детьми 

Реза  Александр Карлович совершал служение проповедника, после Кировограда в Николаеве, Одессе, Нежине, Чернигове, Белой Церкви, Сквире. Дважды избирался секретарем конференции. В 1935 г НКВД запретило ему выступать с проповедями и он переехал в Богуслав. Был арестован и отправлен в Сибирь, где и умер в 1943 г.

 

На фото в центре жена Резы Вера Семеновна, сын  Павел в центре вверху, правая крайняя дочь - Лидия Полторацкая. 90-е годы.

 (...Настоящим извещаем, что свои богослужебно-молитвенные собрания, группа Христиан-двентистов 7-го Дня,постоянно имеет в гор. Зиновьевске по ул. Гоголя, в помещении Лютеранской Кирхи, в следующие дни и часы: по субботам с 10-00 утра и 6-ти часов вечера, по воскресеньям с 6-ти часов вечера, по средам с 6-ти часов вечера, по пятницам с 6-ти часов вечера...)

Заявление, с подписью Резы А.К. о проведении богослужений в лютеранской кирхе.

 

Жуков Василий

Следующим пастором с 1926 г по 1930 г был Жуков Василий Васильевич, который учился на врача в Германии, во Фриденсау. Его отец, молоканин был сослан в Ставрополь, где принял субботу. Потом был сослан в Закавказье, где принял адвентизм. Там работал извозчиком.. Его сыновья: Лука и Василий стали пасторами. Луку арестовывали в 1926 и 1937 гг, он погиб в заключении.

Вот его письмо брату Василию, который только начал служение, датированное от 30.08.26 г из Тульской тюрьмы:

«Наша жизнь, со всеми ее радостными и мучительно-трудовыми опытами и переживаниями, есть лучшая школа, приготавливающая нас к вечной жизни. А потому наполняй содержание каждого дня добрыми делами, чувствами любви, словами надежды, ободрения и утешения всех окружающих тебя. Помни всегда, что «терпеливый лучше храброго, и…». быстро пробегут дни нашей жизни – «как звук» (Пс.89), и оглянувшись назад в прошлое, ты вспомни верное правило: «Важно то, что вечно»

Твой меньший брат  – Л.В.Жуков.

PS. Взирай всегда на Иисуса.

 

Жуков Василий Васильевич с женой Татьяной и сыновьями.

 В архиве сохранились немало документов, заявлений, подписанных Жуковым В.В.

 Извещение  о проходящих   богослужениях

 

Заявление по поводу проведения крещения

На снимке запечатлено, как государство пыталось контролировать каждый шаг Церкви. Но видно из следующего снимка, что ежемесячные (!) отчеты не мешали Церкви успешно благовествовать и крестить.  Буквально меньше месяца прошло после последнего отчета, и уже проводится крещение!

 

 Статистика по членам Зиновьевской  Церкви АСД включает и Новомиргород – 8 человек.

 

 

Снимок осужденного Жукова В.В.

 

В статотчете указан адрес общины – ул.Луначарского 5 (нынешняя Черновола)

 

     Ул. Черновола (Луначарского) № 5 (2012 г.)


Гончаровы Александр и Ольга

С 1930 по 1933 г пасторскую эстафету в Кировограде принял Гончаров Александр Иванович.

  

За время его служения в Кировограде было много крещений. Его жена, Ольга Карловна Гончарова (Рейфшнейдер) –  дочь проповедника, участвовала в составлении псалмов Сиона. Псалмы написанные ее рукой значатся инициалами О.Г.   и О. Р.  Через некоторое время Гончаровы уезжают с  в Америку. «Этот переезд был обусловлен не меркантильными интересами, а теми страшными реалиями, которые сложились в нашей стране, когда дело проповеди Евангелия было практически остановлено, а члены церкви, и в первую очередь, служители, репрессированы. Ольга искала не лучшей доли, а более эффективного способа провозглашения вести для своих соотечественников через печатное слово, в котором она была всегда сильна. В Америке она возглавляет заочные курсы для русских по программе «Голос пророчества», выполняя также переводы духовной литературы на русский язык». (Псалмы написанные кровью, Опарин А.А.)

 

Гончарова О. К.

 

 История церкви в период 30-х годов

    История церкви 30-х годов очень скудна, так как происходили массовые репрессии, когда не только пасторов, но и активных членов церкви отправляли в заключение и даже расстреливали.

Кто брал на себя заботу о Церкви в Кировограде, не совсем ясно потому что сведения иногда противоречивые и неполные. Но те немногие крохи, дают какое-то представление о жизни Церкви в те времена.

В годы репрессий руководство общины и проповедь Евангелия подхватывают активные члены церкви.

Согласно информации содержащейся в обвинительных заключениях – проповедниками и организаторами церкви АСД в Кировограде считались: Вовченко Иван Герасимович,

Иванов Иван Григорьевич,


Мышак Поликарп Петрович (кстати, символически, что он проживал по ул.Крымская, 61 – в доме под таким номером сегодня проживает семья Пузырченко).

В 1939 году пресвитером (проповедником) Кировоградской общины становится Чинченко Демьян Никитович. Был рукоположен в Москве Григорьевым.

Вот штрихи его биографии. Он был председателем  комнезама (комитет бедняков). В 1925 г, после службы в армии, избран председателем сельсовета в Завадовке.

Идя на заседание сельсовета, заходил в молитвенный дом, который был расположен в 25 году по улице Ивановской (сейчас Луначарского). Демьян Никитович, часто также заходил к Косте Мельниченко.

Собравшись в доме Кости братья пели о гонениях.

- Что вы такое поете, Костя? Ну кто вас гонит? – спросил Чинченко.

- Будут гнать – Ответил Костя. Демьян не знал, что именно слова этого псалма очень точно выразят его будущую жизнь и борьбу.

В 28 году, он вместе с другими новообращенными принимал крещение. Крещение тогда проходило в с. Федоровке. Крещение принимали 10 человек и семья из Карловки - 5 человек. Адвентисты приехали на крещение на 7 фургонах.  Крещение преподавал брат Жуков.

В Федоровке верующие встречали очень хорошо. Угощали большими арбузами, во дворе проводили собрание. Много пели. Одна сестра из баптистов из Карловки захотела тоже принять крещение, но муж прибежал за ней и не допустил ее. На следующую же субботу, он с женой приехал на собрание. Истина коснулась его сердца, на вечернем собрании он много плакал, очень просил крестить его вместе с женой. Через год, он (Губа Василий?) вместе со своей женой Таней (Наталья?)принял крещение в Кировограде.

 

После крещения Чинченко оставляет должность председателя сельсовета. В Кировограде он заканчивает курсы бухгалтеров, потом в связи с сложностями возникавшими с соблюдением субботнего дня он оставляет и эту работу и устраивается столяром в обществе глухонемых, где работал вместе с Ивановыми Иваном Ивановичем, Иосифом Ивановичем  и Шмалько Макаром. Впоследствии их всех репрессируют за «антисоветскую деятельность».

 

Иванов Иван Григорович, дедушка Ходощук Т.В

 

Иванов Иосиф Григорович

 

Мышак Поликарп Петрович

 

В деле репрессированного Тарасенко Тимофея есть сообщение о массовых репрессиях служителей.

 Зять Тарасенка – пастор Гриц Александр (отец Надежды Александровны Гриц) также осужден.


 Как явствует из сведений в деле Иванова Иосифа Григорьевича, адвентисты благовествовали среди военнослужащих (он работал столяром в воинской части).

 

Среди приговоренных к расстрелу 11 адвентистов есть еще один проповедник – Гайдишар Фердинанд Адамович, который также представлен как руководитель адвентистской общины в Кировограде.

1879 г.р уроженец города Ленинграда. Судим за контрреволюционную шпионскую деятельность переплетчик типографии газеты «Кировоградская правда». Проживает в г Кировограде Кущевка ул Канатная №20

«Отец католик мать лютеранка отец чех мать немка

С 14 летнего возраста работал подмастерьем по переплетному делу. На 21 г после смерти отца принял лютеранство В 1906 на 26 году вступил в секту АСД. В 1907 г был послан в Германию в миссионерскую школу АСД находящуюся в Фриденсау Бург- Маденбурге. В 1909 по окончании школы вернулся в Россию С1909 по 1912г проживал в Москве, состоя библейским работником Московской общины АСД.

 С 1912 по 1915 г проживал в Киеве состоя разъездным проповедником в 1913 г в Киеве был рукоположен в проповедники.

С 1915 по 1918 проживал в Царицын. Там же в 1916 году отбывал 4-х месячное наказание за публичную проповедь по религиозным убеждениям.

С 1919 г по 1921г проживал г Камышине. С 1921г по 1922 в Самаре. С 1922 по 1924 г в московской общине.  

С1924 по 1927 жил в Пятигорске состоя председателем Среднекавказского союза АСД.

 С 1927 г по 1932 проживал в Зигстале(?) АМССР состоя районным проповедником.  С 1932 г по 1934 г он пастор в Одессе.

 В 1934 г. был арестован УНКВД по Одесской области  и осужден к 3 годам ссылки на север.

С1937 выполнял работу проповедника в Кировограде».

Список расстрелянных в Кировограде адвентистов в 1941 году:

  1. Вовченко Иван Герасимович (проповедник, предс. общины, учитель СШ)
  2. Гайдишар Фердинанд Адамович – проповедник
  3. Иванов Иван Григорьевич – активный участник
  4. Иванов Иосиф Григорьевич -  активный организатор общины, учитель СШ, предоставлял дом для собраний.
  5. Мышак Поликарп Петрович – бывший штатный проповедник; активный участник.
  6. Петля Никита Моисеевич -  был руководителем общины в Алма-Ате, активный участник.
  7. Тарандюк Иван Данилович – кадровый адвентист, проповедник.
  8. Тарасенко Антон Степанович -  активный деятель.
  9. Тарасенко Тимофей Степанович -  был пресвитером в Киеве, Москве ( дочь Ольга, замужем за Гриц А.)
  10. Чинченко Демьян Никитович – проповедник и организатор общины в Кировограде.
  11. Шмалько Макарий Савельевич – активный участник.

Осуждены к расстрелу, с конфискацией имущества. Приговор приведен в исполнение 13 июля 1941 года.

Информация на одном из сайтов: «Еще коммунистическая власть перед приходом Гитлера расстреляла очень много верующих – сектантов, в основном адвентистов седьмого дня» . «Украина Центр» (http://uc.kr.ua/fresh6975/)

Заботу об общине в Кировограде после арестов и расстрела вышеупомянутых братьев, оказывали братья: Яков – пресвитер, а Алексей – руководитель хора. Яков  погиб в 1943 году. Когда немцы отступали, то всех мужчин забрали в Германию. В Германии они были в лагере. Адвентистов вешали. В субботу их выгоняли на работы. Брат Давиденко говорит:

- А я не пойду на работу.

- Почему? – Спросил конвойный.

- Я «адвентус».

- Стань в сторону.

- Ну теперь попадет нашему брату.

Конвоир дал ему записку, сказав, что его мать тоже адвентистка и отправил его на собрание в Гамбург.  На собрании немецкие адвентисты накормили его и дали ему еду с собой в лагерь. После прихода в лагерь он делился едой со многими людьми.

Семья Алексея.

В 44 году Алексей вернулся из плена и продолжил заботиться об общине.  Собрание открыли на ул. Крымской (там сейчас амбулатория). Служение Алексея, который был рукоположен для служения, продолжалось до 1953 года, когда прибыл в Кировоград пастор Макаров, которому было поручено здесь служение.

Макаров Василий Федотович 3 года был в Кировограде.  Жили по ул. Ленина 150. После войны членов церкви было около 40-45 человек.

Макаров с супругой.

На фото ниже - Макаров с супругой в третьем ряду сверху в центре фотографии, слева от него Мельник Ф.В., еще левее – Пролинский В.И., Над Макаровым – Алексей с супругой.

 

Пролинский Виталий Иванович начал свое служение в Кировограде в 1956 году. Это было трудное время в жизни Церкви: власти закрывали общины, забирали молитвенные дома, служителей снимали с регистра­ции, а некоторых под различными предлогами судили.

 

В июле 1960 г. В.Пролинский был оклеветан через прессу и снят с регистрации, а в ноябре ему вообще приказали поки­нуть Кировоград. Ситуация складывалась так, что на него бы­ло заведено уголовное дело, поэтому пришлось переехать в Эстонию. Весной он возвратился к семье в Кировоград. Однако осенью 1961 г. молитвенный дом в этом городе был конфискован органами власти, все церковное имущество изъято, а семья Пролинских 31 октября выселена в буквальном смысле на улицу. Молит­венный дом в срочном порядке был переоборудован под апте­ку, а в квартиру, где жили Пролинские, поселили провизора.

Три года община собиралась по квартирам нелегально. Хотя в списках коммунистических властей Цер­ковь АСД в Кировограде не значилась, но на самом деле су­ществовала. Наконец, осенью 1964 г. согласно решения Совета по делам религий Украины было разрешено проведение богос­лужений в молитвенном доме баптистов.

Количество и состав членов церкви приведен в сохранившемся до нашего времени списке.

Карпенко Константин Афанасьевич принял общину г.Кировограда в 1965 г. после Пролинского Виталия Ивановича.  Поселились в их доме по ул.Дзержинского 146/50.  Продолжали собираться  в доме баптистов с оплатой за аренду 90 р в месяц.

 Так как хор остался без регента, братья направили в 1965 г. в Кировоград семью Соколовских: Яна Яновича и Элиту Альфредовну.

 

В 1967 г. община обратилась к органам власти с просьбой приобрести свой молитвенный дом. Дали добро, и был куплен дом по ул. Криничуватая 40.

Сделали реконструкцию и стали собираться в своем доме. Хор под управлением Элиты Соколовской ожил и завоевал хорошую известность. Соколовские через два года выехали в Мукачево, подготовив дочерей Карпенко к этому служению. Пасторское служение Константина Афанасьевича в Кировограде продолжалось 8,5 лет до 1973 года.

Церковь в эти годы была под строгим контролем КГБ. Молодежь не крестить, детей в собрание не приводить, торжественных собраний не делать. Названия «Субботняя школа» не существовало. Дети четырех семейств: Карпенко, Соколовских, Мохнач, Олейник не посещали школу по субботам. Дело доходило до лишения родительских прав, но снова же, Господь защитил от этих переживаний. 

 Дело было так.

Вызвали на комиссию в горисполком. Восемь детей выстроили полукругом, а родителей позади.

Начали спрашивать детей – кто кем хочет быть. Дети отвечали кто музыкантом, кто портным и т.д. Юра Мохнач стоял крайним. – А ты кем хочешь быть, — спросили у Юры. – А я когда вырасту, буду работать там, где в субботу можно отдыхать. Все так и ахнули. – Вы смотрите, как воспитывают детей! Лишить родительских прав!

А была зима. – Мы, – говорят, – отпустим детей с вами, пока пройдет карантин, а потом отправим их в интернат. В это время церковь молилась, и Бог вступился. А Надю Мохнач со школы забрали и посадили в детский распределитель, но на другой день освободили.

Вот такую закалку проходили в те дни христиане: и взрослые и дети.

Немало членов церкви уехали из города и совершают различное служение на ниве Божией. А пастор Карпенко тогда поехал трудиться в общину города Дубно…

 

Кучерявенко Владимир Иванович принял эстафету пасторского служения в Кировограде в 1973 году.

Внимание общины было сосредоточено на духовном возрастании и численном росте, а также на единстве и сплоченности членов Церкви.За эти годы община выросла с 60 до 100 членов Церкви. Члены Церкви усердно трудились для обращения своих родственников, друзей и знакомых. Большое внимание уделялось изготовлению и распространению машинописной и сделанной методом фотографирования литературы.

 

Молодежь тех времен активно участвовала в жизни церкви, и сегодня немало из них продолжают совершать служение в разных местах.

Владимир Иванович уделял внимание подготовке  служителей, и. переехав в Полтаву, он совместно с другими пасторами участвовал в организации подпольных пасторских курсов. Таким образом они предвосхищали появление адвентистского богословского образования Заокской Духовной академии.

 

 

 Кучерявенко Владимир Иванович с супругой и внучк

Кировоградская церковь непрерывно развивалась в служении Господу и людям.  Период служения Петренко Анатолия Сергеевича с 1981 по 1988 г. В то время был в общине организован духовой оркестр.

Подросли и пошли на служение молодые силы общины.

 

 

      

Сменил Петренка А.С.  - Кашталян Василий Николаевич 25.05.1988. Это был переломный период в истории церкви в Кировограде, когда открылась возможность беспрепятственно проповедовать.

Была организована 2 община. В 1-й пресвитер Хантя, тогда пришла к Богу семья Саленко во время проповеди Жукалюка. Интересен факт: бр.Виктор последний раз в пятницу в кампании выпил, а с субботы регулярно начал ходить в церковь. В понедельник на приглашение отвечает: я не пью. Как? Ты же в пятницу пил. Уже нет, и не курю…

Три ночи бдения – три ответа, после 3-й субботы бдения. Профессор из Луганска, директор фирмы (знакомый пастора)по телефону предложил помочь со стройкой. Потом сестра Стася (уехала с 1-й общины) из Германии, через час.

Женщина соседка видела сон о будущем строительстве молитвенного дома. Было явно видно направляющую руку Божию во всем – начиная с выделения хорошего участка, а потом во многих обстоятельствах.

На строительстве молитвенного дома на Ушакова 15а.

 

Идея строительства молитвенного дома  возникла в 1-й общине из-за перегруженности – зал был забит битком. Но потом право строительства было передано вновь организованной 2-й. Появились разные специалисты (Григор Николай Сидорович, Фрига Александр). Весь ход строительства – это многочисленные опыты Божьего водительства…

 

 

Далее уже идет история двух общин. В первой – после Ханти пресвитером  Писанюк Тимофей Иванович, Кацель К.А.(и область), Богатырчук Николай, Сугак Сергей.

 

 

2-я община, организованная после программы Ордуньо ровно 20 лет назад, собиралась в доме профсоюзов, в школе повышения квалификации с/х, к-ре «Жовтень», в библиотеке. Параллельно со строительством проводились ЕП: в Александрии, Светловодску, Новоукраинке, Кировограде, Новгородке, Новомиргороде, Компанеевке, Бобринце, Долинской, Знаменке, Помошной.

В Александрии на ЕК пришли дедушка с бабушкой. Получив приглашение сказал: наконец я дождался своих. Оказывается им в 20-е годы адвентисты подарили Евангелие, но они не знали где есть церковь и сидели дома… Приняли крещение и через год умерли… Сейчас в Александрии около 80-ти членов церкви.

Таким образом начало второй общины отмечено двумя  крупными программами: Ордуньо, Ловелл: 99 и 165 человек.  Построен молитвенный дом на Ушакова.

Во второй  с 1998 г пастор Лужецкий Александр Петрович. Добавляется новый импульс в проповеди Евангелия, когда ни субботы без выездов, в воскресенья – выступления хора в парках.

 

Пасторы -  Тук Н.В. и Лужецкий А.П

пасторы Пилипенко А.И. и Лужецкий А.П. с группой из 2-й общины

Об этом времени нередко вспоминают, как об активном служении общины, имеющей большой потенциал, когда осуществлялись планы пасторов и стремление многих членов церкви.

С 2002 по 2008 год попеременно пастором 2-й –    Пашков Василий и Бабидорич  Юрий.

 

С 2008 года пасторами церкви были Диденко Александр и Казаков Вячеслав (с 2009 по 2011 г.)

 

  

3-я община появляется в 2000 г осенью.  После программы в актовом зале 3-й поликлиники на Попова. Крестилось  до десяти. Потом еще проживающие в том районе члены 2-й присоединились. Пресвитером стал Оришко С. Собирались в актовом зале 3-й поликлинике, потом в ПТУ-4.

 

 

В 2001г. после программы Сульженко В.С. крестилось ок.45 ч-к, добавили активистов из 2-й и организовалась 4-я. Пресвитером был Уксюзов В. С 2001 по 2005 пастором был Скибельский А., (при котором, по мнению Оришко С., было «золотое время» 4-й, - проводили «Недели ужасов», молодежный клуб. Москаленко Сергей и Лиля постоянно проводили и проводят молодежно-семейный программы и в школах, ВУЗах. С 2005 по 2006 в 4-й Васильченко Николай. С 2006 по 2011 служителем Оришко Сергей, до отбытия в Заокский.

 

 

Последнее время церковь проводит больше социальных программ, чем чисто евангельских. "Пора снимать очки", "Ходите легко", уборка зон отдыха и программы для детей «Країна здоров’я», "Выставка здоровья", в городе и по райцентрам. Совершается служение для зависимых  (особенно Людмила Меднова). Уроки доброты в школах и ВУЗах. Разносятся газеты и уроки по изучению Библий…

 Большой популярностью пользуются детские фестивали.


В надежде, что будет проповедоваться Евангелие в силе и славе великой, весть для последнего времени несли нашипредшественники, не взирая на гонения и смерть. Не взирая на колоссальные затруднения, бедность и противостояние.

 

 И сегодня отмечая 95-летие кировоградской адвентистской церкви и 20-летие 2-й общины мы вспоминаем наших пастырей, нашу церковь на кировоградщине, которые трудились в вере, и надежде ожидая Господа. Мы вспоминаем принявших мученическую смерть, но не дрогнувших, не отрекшихся от Спасителя. Мы вспоминаем всех ревностно провозглашавших Евангелие вплоть до наших дней.

Но мы не только вспоминаем, не только оглядываемся назад, но вдохновляемся обетованием Второго Пришествия, и уничижая эти кратковременные страдания, причиняемые врагами истины, хотим обновиться в стремлении исполнить поручение Господа нашего Иисуса Христа. И да поможет в этом Господь!